remetalk (remetalk) wrote,
remetalk
remetalk

Categories:

Про витражи и Антихриста

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

С 14-го века витражи, вставленные в три высоких готических алтарных окна, служили главным украшением Церкви Девы Марии, что во Франкфурте-на-Одере. В сорок третьем их спрятали от бомб союзников в подвалах потстдамского дворца. Извлеченные красноармейцами ящики с витражами были доставлены в город на Неве, где и пролежали пятьдесят с лишним лет . Разрушенную Мариенкирхе немцы восстановили, но без слез не могут смотреть на зияющую пустоту трех стрельчатых окон. Во Франкфурте, - горько шутят культурные немцы, - стоит церковь без окон, а в Петербурге пылятся окна без церкви.

Нам ли не понять немецкое горе! Решили мы - знай наших! - отдать немцам витражи за просто так. А немцы на радостях за просто так решили разобрать кучу кирпичного щебня , которая до артобстрела была шедевром русской монументальной живописи и архитектуры, а ныне покоится под крышей кирпичной сараюшки с жестяной табличкой « Церковь Успения на Волотовом поле». Еще они, немцы, обещали на месте сараюшки построить новую церковь - очень похожую на разрушенную. Пока чиновники облекают добрую волю дружественных народов в надлежащий канцелярский вид, эрмитажные мастера, не теряя времени даром, витражи реставрируют. К веймарской встрече в верхах решили показать первые результаты работы. Пятнадцать из ста одиннадцати витражей были предъявлены культурной общественности Северной столицы. Однако отнюдь не эстетические достоинства выполненных с немецкой тщательностью и отреставрированных с русской душой витражей из Мариенкирхе побудили далеких от медиевистики людей давиться в очередях у эрмитажных касс.

Два из трех окон Мариенкирхе вполне соответствуют существовавшим в то время канонам и включают в себя традиционные для всей Европы сюжеты. Левое окно - сцены из книги Бытия - от сотворения мира до осмеяния Ноя Хамом. Центральное окно, так же традиционно и практически «дословно», воспроизводит «Библию бедных». Бестселлер средневековья - «Библия бедных» представляла собой альбом из расположенных в определенном порядке картинок с короткими пояснительными надписями. На картинках воспроизводились евангельские сюжеты вместе с «соответствующими» им сценами из Ветхого завета, поскольку считалось, что понять Ветхозаветные предания без осознания их взаимосвязи с событиями Нового завета невозможно. Так, сцене распятия в «Библии бедных» соответствуют ветхозаветные сюжеты жертвоприношения Авраама. Не будучи художниками, витражных дел мастера зачастую просто копировали картинки из доставшихся им по наследству «зачитанных» до дыр комиксов «Biblio pauperum», и именно так обстояло дело во Франкфурте-на-Одере. Третье окно, как правило, являло собой собрание сюжетов на тему Страшного суда. И вот тут франкфуртские соборостроители решили поступить вопреки канону: все правое окно они посвящают событиям, предваряющим Второе пришествие и отделение козлищ от овнов. В третьем окне они рассказывают о рождении, жизни и смерти Антихриста.

В библии «антихрист» - имя нарицательное и встречается только в посланиях Иоанна как обозначение всякого неправедного человека. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 ИОАН. 2:22, также 2:18); «...многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 ИОАН. 7). Отождествление неперсонифицированного искушения из пророчеств Даниила, Зверя за номером 666 из Апокалипсиса, непоименованного «человек греха, сын погибели» из письма, отправленного Павлом в город Фессалоники, и Мессии, ожидаемого евреями, в одном человек есть плод христианской теологической мысли, окончательно сформировавшейся лишь к началу второго тысячетелетия.

К 14-му же веку об Антихристе знали почти всё. Строителям Мариенкирхе было известно, что прийдет время и потомственная («двенадцатиколенная») проститутка, опытная, но хорошо сохранившаяся, еврейка, уже будучи беременной, покинет территорию Израиля и отправится на ПМЖ в Ирак. Там, в городе Вавилоне, она родит мальчика и по совету Астарота - одного из четырех первых замов Люцифера - назовет его редким греческим именем Антемос, что означает «противоположный славе». В том, что имя будет именно таким, мог убедится даже последний неграмотный землекоп, сложив числовые значения, соответствующие греческим буквам слова antemoz (альфа =1 , ню = 50, тау = 300, эпсилон = 5, мю = 40, омикрон = 70, сигма = 200) и получив в сумме число Зверя - 666. В редкие короткие перекуры работяги до хрипоты спорили о том, кто же будет отцом ребенка: одни утверждали, что сам Люцифер, другие говорили о специально посланном демоне, под видом обычного клиента наведавшемся за небольшую сумму в шекелях к антемосовой матери, третьи, не склонные к мистике, о нарушившем обет монахе.

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

Далее жизнь мальчика развивается в полном соответствии со средневековой формулой «Дьявол - обезьяна Бога, Антихрист - обезьяна Христа». Он и внешне напоминает Христа, поэтому на витражах, чтобы не вводить народ в сомнения, мастера пометят Антихриста греческой буквой "тау",символизирующей, как легко догадаться, антикрест. Детство мальчика выпадает на неспокойное время - локальные конфликты с Гогом и Магогом перерастают в полномасштабную войну, боевые действия осложняются аномальной сейсмической активностью, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и упадком нравов. Имея целью захват вполне светской власти, хитрый Антемос вначале будет ее демонстративно чураться, действуя исключительно на гуманитарном поприще. Достигнув в среде еврейской интеллигенции общественного признания как мыслитель, Антихрист заявит: «Ego sum Christus» (Я есть Христос), в доказательство чего при стечении прессы продемонстрирует ряд чудес, а именно: превращение камня в лаваш, хождение по водам, общение с мраморной колонной, воскрешение освидетельствованных покойников.

Самораспятие и последующее воскрешение убедит самых отчаянных скептиков. Непоколебимая харизма Антихриста, стройная логика его учения и изощренная дипломатия его эмиссаров обращают почти весь мир в новую веру. На волне всенародного обожания тридцатилетний лидер отправляется в Израиль, делает себе обрезание, изгоняет из Иерусалима миссии сестринских церквей, на деньги спонсоров восстанавливает Храм Соломона, где в качестве предмета поклонения выставляет собственное изображение. Дабы отличить лояльных подданных от горстки диссидентов, законодательно вводится регистрация граждан - все, заявившие о верности режиму, снабжаются специально разработанной печатью (современные теологи полагают, что это будет вживляемый подкожно чип), содержащей, помимо символических изображений и числа Зверя, следующий текст: “Я твой есмь” - “Да, ты мой еси”, “Волею иду, а не насильно”, “И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно”.

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

Существует точка зрения, согласно которой регистрация будет проводиться помимо воли граждан, но передовая российская теология считает эту точку зрения несостоятельной. Так, Архиепископ Полтавский и Кременчугский Феодосий пишет: "Некоторые думают и даже пишут, что слуги Антихриста диавольскую печать будут ставить тайно и незаметно. Пойдешь, к примеру, в магазин, чтобы купить хлеба, протянешь руку, а в это время тебе лазерным лучом напишут "666", и ты будешь уже запечатан. Такой взгляд в корне неверен. Такая печать была бы в самом принципе недействительной. Сатане нужно, чтобы человек этот знак принял сознательно и добровольно. Если бы это было не так, то сатанисты незаметно, обманно или насильственно запечатали бы всех без исключения, в том числе и самых благочестивых людей. Некоторые верующие так напуганы, что уже сейчас боятся, чтобы каким-нибудь образом не подвергнуться этой печати. Таких людей хочу успокоить, что в настоящее время это им не грозит. Как нельзя было крестить людей во имя Христа до прихода на Землю Христа, так нельзя ставить и печать Антихриста, пока нет самого Антихриста. Печать - "666" - это печать, и ставить ее будет только он и никто другой" (цит. по С. Фомин, «Россия перед вторым пришествием»).

Против непрошедших регистрацию вводятся экономические санкции - («никто не сможет ни продать другому, ни купить у другого, если не будет помечен именем зверя», - КАССИОДОР, ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБ АПОКАЛИПСИСЕ, col. 1412), и многим приходится бежать в горы и пустыни. Антихрист переходит к репрессиям, топя в крови всякую попытку неповиновения. Ширящееся повстанческое движение возглавляют пророки Илия и Енох, однако Антемосу удается захватить лидеров. Их публично казнят, оставляя тела непогребенными. Через 1290 дней (три с половиной года) с момента прихода к власти Антихрист поднимается на Голгофу, где при большом стечении народа произносит речь. Антенос заявляет о своем намерении вознестись на небо подобно Христу. Хвастливая речь зарвавшегося диктатора явится той каплей, что переполнит чашу божественного терпения Мессии истинного. Прямо на публике Христос убивает Антихриста «духом уст своих». По другой версии, Антеносу все-же удалось оторваться от земли, но Архангел Михаил сбросил незадачливого воздухоплавтеля, уже было достигшего Чертога небесного, вниз.

Тридцать девять из ста одиннадцати витражей Мариенкирхе являли средневековому зрителю этот захватывающий предпоследний акт Священной истории. Я спрашиваю у Елены Шликевич, хранителя витражей Эрмитажа, о том, что побудило строителей церкви Девы Марии нарушить канон. Елена Андреевна ссылается на версию довоенного хранителя витражей Й. Зеерса, опубликовавшего в 70-ых годах прошлого века специальную могографию, посвященную этому вопросу. Со слов немецкого ученого в выборе сюжета отразились противоречия между двумя общинами, населявшими средневековый Франкфурт - христианской и еврейской. Заказчиками строительств Мариенкирхе выступали маркграфы Виттельсбах, а финансировали строительство купцы Хокаманы из крещеных евреев. Видимо, полагает Зеерс, история о жизни и смерти Антихриста есть овеществленный аргумент в споре купцов со своими соплеменниками, споре о том, кто есть Мессия…

P.S.

На всякий случай:

ОТ ОБОЛЬЩЕНИЯ АНТИХРИСТА
Молитва составлена оптинским старцем схииеромонахом Анатолием (Потаповым).
Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердого исповедания имени Твоего святаго, да не отступлю страха ради диавольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя Твоей Церкви. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слёзы о грехах моих и пощади меня, Господи, в час страшного суда Твоего. Аминь.

P.P.S.

Текст этот был написан в апреле 2002 года, с тех пор церковь на Волотовом поле восстановлена, витражи переданы в Германию, война Гога с Магогом, похоже, началась, о переезде двенадцатиколенной блудницы из Иерусалима в Вавилон пока ничего не знаю, но в свете последних событий это уже не кажется невероятным
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments