remetalk (remetalk) wrote,
remetalk
remetalk

Categories:

Про Мандалу

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

Остальные картинки здесь: http://www.maximishin.com/gallery.php?cat_id=75&action=images&lng=

Впервые слово «мандала» я услышал от своего знакомого, служившего в Эрмитаже монголоведом. В то время я писал диплом в эрмитажной лаборатории экспертизы и на одной из лабораторных отмечаловок разговор, как и все разговоры в 90-ом году, зашел о том почему у нас плохо, а у них хорошо. Мы единодушно осудили половинчатость горбачевских реформ и связали надежды на светлое будущее с отменой 6-ой статьи.
- Отменяй - не отменяй, а нифига на этой земле счастья не будет , - сказал вдруг знакомый - монголовед, прижав стакан с разведенным спиртом к седой холеной бороде. - Эта земля проклята. В войну монголы, кроме верблюжьих одеял и кожи для сапог нам оружейную латунь поставляли. Добывали ее переплавкой буддистской скульптуры, собранной из разоренных монастырей. Теперь этот непростой металл гильзами и осколками рассыпан по всей России. Да и не только России… От Волги до Одера…
- Ой, Марик, а что же делать??? - всхлипнула склонная к оккультизму ретгенолог Лиля Петровна. - Это же навсегда…
- Монахов надо звать… Очистительные практики проводить. Мандалы надо строить! - сказал Марк и залпом выпил.




МАНДАЛА ПЕСОЧНАЯ (тибетск, сущ, ж.р.) - 1. горизнтальная модель вселенной (сравн. ступа буддистстская - вертикальная модель); 2. горизонтальная проекция дворца божества, именем которого названа мандала; 3. диаграмма, применяемая при медитации с целью повышения эффективности и полноты слияния медитирующего с божеством мандалы.

Этимология слова «мандала» до конца не выяснена, однако большинство исследователей сходятся во мнении о его индоевропейском происхождении (ср. русск. мандулА - сущ., ж.р., разгов. - нечто непонятной формы и назначения; ~Семеныч, если Вам не трудно, заберите к …матери эту мандулУ с прохода!; част. употр. с неопр. местоим. «какая-то», напр.: ~Пошли мужики, Танька, бля, какую-то мандулУ зовет грузить!».

Традиции мандалостроения широко развиты в в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Материалом для создания мандалы до последнего времени служили истолченные в ступе бытовой (не пут. с ступа буддистская) драгоценные и полудрагоценные камни, однако современная буддистская наука допускает применение толченого мрамора, окрашенного гуашью (далее - «песок»), что резко понижает себестоимость изделия при незначительном снижении его изотерических свойств. Различают индийскую и тибетскую школы, отличающиеся способом нанесения песка - представители первой наносят песок посредством поглаживания друг о друга большого, среднего и указательного пальцев правой руки, тибетцы же используют конусообразные металлические трубочки «чакпу»: потирая ребристую поверхность чакпу рогом яка мандалостроители создают вибрацию, за счет чего песок поступает в мандалу равномерной и непрерывной струей.
Церемония построения мандалы состоит из следующих десяти этапов:

1. Обращение за прибежищем и чтение сангханы (2 часа).
Бригада мандалостроителей из четырех человек посредством обертонного пения и позвякивания колокольчиком:
· обеспечивает себе прибежище у Трех Драгоценностей буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих)
· «зарождают в своем сердце пламенное устремление сделать так, чтобы возведенная ими мандала и исполненный ритуал принесли бесконечное благо всем живым существам» (цит. По «Тибетскме песочные мандалы», М., «Агни»,2001)
· воздают почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды

2. Очищение пространства (2 часа)

Включает в себя:
· Сатакпу - инспекцию и приемку строительной пощадки
· Салонгву - процедуру испрошения разрешение на право строительства у хозяев земельного участка - как видимых ( землевладельцев в юридическом смысле), так и невидимых ( землевладельцев в изотерическом смысле)
· Саджангву - очищение стройплощадки посредством горчичных семян, белого пепла, пения мантр и медитации
· Чингилапу - благославление стройплощадки.

3. Разметка мандалы (4 часа)

4. Собственно строительство (8-10 дней)

5. Созерцание готового изделия с целью слияния с божеством тибетским (4-5 часов)

6. Разрушение мандалы посредством подметания ритуальным веником от диаметра к центру (3 минуты) с целью демонстрации собравшимся бренности сущего

7. Затопление песка, из которого была сделана мандала, в ближайшем естественном водоеме (30 секунд) и просьба к духам водоема распространить благодать по вселенной с помощью круговорота воды в природе (от недели до года в зависимости от географического положния водоема, климатических условий местности, времени года и господствующих ветров).

8. Раздача людям, купившим за 100 рублей в местной валюте красный билетик, остатков песка мандалы.

9. Снятие благословения со стройплощадки.

Свойства мандалы песочной определяются главным образом областью компетенции того божества, которому мандала посвящена. При принятии решении о том, в каком типе мандалы нуждается тот или иной регион, учитываются его геополитические особенности. К сожалению, запоздалой оказалась попытка действующей на территории СНГ бригады мандалостроителей распространить на Украине (Киев, май 2001) Мудрость - приверженцам Православной Церкви удалось тайно пронести к месту строительства два ведра воды и вылить их на почти законченную мандалу, лишив ее потребительской ценности. После экскурсии по городу Самара (апрель 2002) монахи построили в кинотеатре «Радуга» и утопили в реке Волга мандалу Ченрезинга, отвественного за Безграничное сострадание. В Петербурге, ознакомившись с историей местного буддистского храма, самым ярким событием которой была варка и препарирование умершего в 1969 году в Риге африканского слона в (в то время в храме размещались лаборатории Зоологического музея), ламы приняли решение о постройке мандалы Зеленой Тары (см.Тара Зеленая), ответственной за ритуальное очищение.

Ставшие уже традиционными гастроли тибестских мандалостроителей
по странам СНГ и Балтии безусловно способствуют взаимопониманию и укреплению дружбы между тибетским и российским народами. Так, сотни людей посетили петербургский дацан в мае 2002 года с тем, чтобы под характерный звук скребущих о чакпу ячьих рогов слиться с Зеленой Тарой. С энтузиазмом была встречена отдыхающими в Центральном Парке Культуры и Отдыха яркая и торжественная процессия монахов в канареечного цета головных уборах, под рев раковин и мелодичный звон цимбал и колокольчиков несущих хрустальную конфетницу со священным песком к Малой Невке. Сотни людей за символическу плату получили пакетики с остатками мандалы песочной - даже несколько крупинок которой, будучи посыпанными на лоб усопшего родственника, способствуют быстрому и безболезненному отделению тонких духов от тела покойника. И миллионы петербуржцев с нетерпением ждут того момента, когда благословенные отныне испарения Малой Невки, влекомые северным ветром, очистительным дождем изольются на Северную Столицу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments