remetalk (remetalk) wrote,
remetalk
remetalk

Category:

Мариинский за сценой

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

Остальные картинки здесь: http://www.maximishin.com/gallery.php?cat_id=67&action=images&lng=

Главному театру империи фатально не везло. Первое его здание - Большой, или Каменный театр, - сгорело за несколько часов в новогоднюю ночь с 10-го на 11-ый год позапрошлого века. Прибывшему на пепелище с целью полюбопытствовать Государю Александру Павловичу некто Нарышкин бодро доложил, что уже нет, дескать, Государь, в Вашем императорском театре «ни лож, ни райка, ни сцены - все один партер». В 40-ом году того же века - новая беда. Низкополонничая перед Западом, император Николай I Палкин принимает решение о замене русской труппы, в веках прославившей себя первым испонением первой русской оперы про героя Сусанина, на итальянскую. Отечественные исполнители, уязвленные августейшей неблагодарностью, в поисках куска хлеба перебрались в Первопрестольную.



Вернувшись из десятилетней ссылки русские артисты выступают уже в новом здании - Театре-цирке, возведенном архитектором Кавосом. Главной достопримечательностью нового театра являлась круглая сцена, специально обустроенная для «конских представлений акробатов и вольтижеров». В афише театра изящные итальянские оперы и куртуазные балетные действа перемежались патриотическими перфомансами с ружейной пальбой и джигитовой. Существовали и гибридные постановки - как, например, знаменитая драма-опера « Блокада Ахты» с участием «двуногих и четвероногих артистов». На вопрос проезжавшего мимо по своим императорским делам Государя Александра II Освободителя «Что, мол, нынче дают на театре» городовой, не рискуя даже в контексте оскорбить высочайшее ухо вульгарным «Ты», бодро ответил : «Блокада АхВы, Ваше Величество!»

Русский Колизей, не простояв и 10 лет, сгорел. Строя новое здание, решили таки, что мухи отдельно, и с цирковым прошлым было покончено. С целью присечь возгорания и другие беды, преследовавшие театр и труппу, были предприняты поиски высочайшего покровителя. Изыскания увенчались сокрушительным успехом: опекать театр вызвалась Ее Императорское Величество Императрица Мария Александровна, с 1859-го года театр называют Мариинским. С тех пор - как бабка пошептала, - ни пожаров, ни наводнений, ни мора, ни глада - почти триумфальный марш от одной творческой победы к другой. Проводимая художественным руководителем театра Направником, сделавшим ставку на молодых способных авторов (Бородин, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский), репертуарная политика обеспечила театру любовь столичной театральной обществеености. 1625 кресел зрительного зала не вмещали и малой доли желающих видеть.

Очередь за билетами на премьры выстраивалась с вечера. Полиция, обеспокоенная ночными сборищами фанатов, присекла безобразия оригинальнейшим способом - за полчаса до открытия кассы появлялся городовой и вне зависимости от занимаемого в очереди места, а исключительно из соображений приятствия наружности и опрятности платья, выдавал собравшимся таллончики на покупку билета. Столь вопиющее попрание социальной справедливости сделало ночные стояния бессмысленными, по каковой причине они и прекратились.

В 17-м году театр национализировали, в 19-ом назвали академическим. В 35-ом переименовали из Мариинского в Кировский, после чего в народе за Маринкой закрепилось имя ТОБИК ( Театр Оперы и балета имени Кирова). Будучи флагманом советского искусства, находясь «в области балета впереди планеты всей» Кировский театр никогда не отличался благонадежностью. Почти после каждого зарубежного турне труппа недосчитывалась артистов. Как-то Темирканова в бытность его художественным руководителем театра , вызвали в Смольный и строго спросили: «А что, мол, от Вас так много артистов уезжает??? «Это они не от меня, это они от вас уезжают» ответил Маэстро… Еще рассказывают, что после отъезда Барышникова, остряки взяли себе за моду в антракте подойти к буфетной стойке и заказать конфетку «Мишка на западе».

Мариинку любили, Мариинкой гордились, в Мариинку водили девушек и родственников из провинции… Мариинка была всегда, как Медный всадник и Эрмитаж. «Невский торгует, Мариинка танцует, Зимний стоит, Романов правит».

О сегодняшнем дне Мариинкского театра, пронизанного магнетизмом Гергиева, рассуждают искусствоведы и критики. Лишенный музыкальных слуха и образования, я ничего не понимаю в опере, равно как и в балете. Некоторые даже думают, что как фотограф я более состоятелен, чем театровед.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments