remetalk (remetalk) wrote,
remetalk
remetalk

Categories:

Отче Антонию, радуйся!

Photo: Sergey Maximishin, www.maximishin.com

Остальные картинки здесь: http://www.maximishin.com/gallery.php?cat_id=22&action=images&lng=

Монах Антоний пришел на берег Дымского озера оставив высокий пост настоятеля Новгородского Хутынского монастыря - уже тогда, в конце 12-го века, считавшегося одним из оплотов русского православия. Антоний ушел тайно и лишь через три года до Новгорода дошла весть о том, что бывший игумен принял аскезу и наложил на себя неслыханное до той поры на Руси послушание - "стояние на водах". 30 лет инок Антоний молился, стоя на гранитном камне посреди затерянного в глухих лесах Дымского озера. Уже при жизни старца почитали святым, к месту подвижничества, освященному неусыпной молитвой, приходили паломники и монахи. Рядом с озером вырос монастырь, который после смерти Антония Дымского - по преданию он прожил 67 лет - назвали его именем.



За 800 лет своего существования монастырь четырежды был разорен: в 14-ом веке его сожгли монголы хана Едигея, в 17-ом шведы разрушили монастырские здания , в конце 18-го монастырь был закрыт по указу Екатерины II, проводившей политику частичного изъятия церковных земель. В 22-ом году в монастырские ворота въехал броневик с красноармейцами, которые объявили о закрытии монастыря и национализации его имущества. В память об этом событии выросший вокруг монастыря поселок до сих пор носит данное большевиками название "Красный броневик". В монастырских постройках сначала разместили дом престарелых, потом здания передали одному из местных заводов для обустройства дома отдыха. С середины 80-ых до 94-го года монастырь пустовал, постройки разрушались и разворовывались местными жителями. В 94 году землю и остатки строений местные власти передали соседнему Тихвинскому мужскому монастырю.

Тогда же поселился в руинах отец Ворфоломей - единственный монах постоянно живущий в монастыре и с помощью пяти добровольцев - «трудников» занимающийся его восстановлением. Он же, отец Ворфоломей, ведет на территории монастыря раскопки в поисках утраченных мощей святого Антония. По преданию еще в 14 веке, спасая реликвию от монголов, монахи закопали мощи на территории монастыря, а принадлежавшие святому вериги и железную шапку затопили в озере. Оставшиеся в живых после резни монахи шапку и цепи так и не нашли, а мощи, опасаясь повторения набегов, извлекать не стали, построив над местом захоронения гробницу. В советские времена гробницу разрушили, монахов разогнали, единственного - не пожелавшего уйти отца Иону расстреляли. Местных жителей, помнивших, где захоронены мощи, уже нет в живых. Шесть лет отец Ворфоломей копает траншею за траншеей в поисках святыни. Месяц назад под одной из опор разрушенной арки главного входа в монастырь монах нашел гроб с останками человека. Ворфоломей очень надеется, что человека этого звали Антонием и с замиранием сердца ждет результатов работы комиссии по идентификации.

Лишь один раз в году, 7-го июля, нарушается покой затерянного в лесах Дымского озера. Паломники и монахи окрестных монастырей стекаются в день памяти святого, чтобы почтить его память и совершить омовение в водах озера. По преданию, трижды оплыв вокруг креста, установленного на камне, на котором молился Старец, славя святого Антония и называя имя человека, которому желаете добра, вы приобретаете для этого человека благосклонное заступничество святого. Обычай этот, существовавший столетия, в советские времена был забыт и возродился лишь с приходом отца Ворфоломея. Монах рассказывает, что долго не мог найти скрытый под водой камень. Помогло знамение - опустившийся на воду белый лебедь нырнул в воду как раз в том месте, где покоится на дне огромный гранитный валун. Еще отец Ворфоломей рассказывает, что во время установки креста трижды гремел гром среди ясного неба - в момент выгрузки креста из грузовика, с началом переноски к берегу и в момент касания камня.

Исповедавшись, причастившись и отстояв литургию, паломники крестным ходом через лес и поле отправляются на берег озера. Впереди отец Ворфоломей с иконой Святого Антония. На берегу озера молебен. «Славься Отче Антонию, ангелов собеседник…»… Идет сильный дождь, монахи говорят, что он всегда идет 7-го июня. Отец Ефимий, настоятель соседнего знаменитого Тихвинского монастыря, прямо в облачении входит в озеро и освящает воду. Набрав полную чашу, окропляет паломников. Тетки повизгивают, дети радуются. Решают, что первыми в воду идут мужчины. Женщины уходят в лес, мужики идут к кресту. Плыву за ними. Снимать тяжело - байдарку качает и сносит. С какой бы стороны не остановился - сносит по направлению к кресту. Дети ласточкой прыгают с камня в воду, вода теплая, никто не хочет выходить. Женщины прислали парламентера, на ее призывы выходить никто не обращает внимания. Самые решительные паломницы плывут к кресту не дожидаясь выхода мужчин. Здоровенный монах описывая очередной круг вокруг креста, во все горло кричит «Радуйся, Отче Антонию». Потом, без паузы, «Татьяна!». Наверное, Татьяной зовут его мать. Или сестру. Или…Чем черт не шутит.… Радуйся, Отче Антонию!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments